Древнее бортничество может возродиться в Беловежской пуще
И хоть тысячи бортей канули в Лету, забытые традиции получения дикого меда все еще существуют!
Бортничество – архаичное искусство получения меда от диких пчел из колод и бортей – исчезло в конце 19 века, но все еще есть места, такие как Беловежская пуща, где можно найти настоящий «улей» и полудиких пчел. Всё благодаря высокому природоохранному статусу этого древнего лесного массива. Большое количество огромных дуплистых деревьев в Беловежской пуще естественным образом способствовало сохранению диких пчел в их исконных местах обитания.
Картина художника Йоганна Генриха Мюнца, написанная во время путешествия
в Беловежскую пущу в 1780 году
Инициатива восстановления популяции темной лесной пчелы принадлежит генеральному директору ГПУ «Национальный парк «Беловежская пуща» Владиславу Тетерёнку. В рамках проведения X Форума регионов России и Беларуси подписано соглашение о сотрудничестве по обеспечению научной и научно-технической поддержки пчеловодства между Национальным парком «Беловежская пуща», Институтом генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси, Научно-практическим центром Национальной академии наук Беларуси по биоресурсам и межрегиональным центром по защите и продвижению продукции пчеловодства Республики Башкортостан «Алтын Солок». Проект, направленный на сохранение и разведение популяций диких пчел, возможно, позволит воссоздать многовековую традицию бортничества в Беловежской пуще и получать высокоценный суперфуд наших предков.
Ульи в Беловежской пуще. Начало ХХ века
Следует отметить, что в настоящее время место бортничества повсеместно заняло рамочное пчеловодство. Почти рядом с дикими живут племенные пчелы, а на современных пасеках пчеловоды получают прекрасный продукт. Однако без помощи человека «культурные» пчелы не могут прожить и одного года, в то время как аборигенные отличаются своей самостоятельностью, быстрой адаптацией к меняющимся условиям существования, устойчивостью к неблагоприятным факторам внешней среды и выживанию в дикой природе.
Насколько сладок бортевой пущанский мед, нам еще только предстоит узнать, но мы уверены, что мед – это страсть, здоровье, вкус и наше бесценное наследие!