» About

About

National Park "Belovezhskaya Pushcha" is one of the largest forests of Europe plains, which has preserved to this day in a relatively untouched state. Its territory is divided by the state border into two parts - Belarusian and Polish.
More about us
Area — 150083 ha.
The length from the north to the south — 65 km.
The length from the west to the east — from 20 to 52 km.

 On the Polish part of the Puscha territory there is Belovezhskiy National Park with the area of 10 502 ha and the lands of the state polish woods. On the Belorussian part of the Puscha and on the adjoining lands there was created National Park “Belovezhskaya Puscha” with the area of 150083 ha. These lands are owned by the state and are used for the nature protection.

The length of the national park from the north to the south is 65 km, from the west to the east it is from 20 to 52 km. Today its territory is divided into 16 forestries. Moreover it also includes hunting forestry “Shereshevo” with the area of 11 520 ha and hunting forestry “Vygonovskoye” with the area of 90,9 thous.ha.

For the better protection and rational resource use the territory of the national park is divided into four functional zones. The strictest environmental safety mode works in the reserved zone which serves for saving natural complexes in their natural state. In this zone all kinds of activities are prohibited except for the measures of environmental and safety research. It is 38,8 per cent of the territory of the national park and includes the major part of the oldest natural woods of Belovezhskaya Puscha.


Photo: Vyacheslav Kravchuk
Photo: Vyacheslav Kravchuk

In the zone of the regulated use (25,3 per cent), which serves to save natural complexes and provide conditions of their natural development, there allowed only some special activities and the use of natural resource is limited.

Recreation zone (5,3 per cent) is used for tourism and recreation, whereas economic zone (30,6 per cent) is for the economic activity which doesn’t prevent special protected environmental complexes from their safety.

National park “Belovezhskaya puscha” is located on the territory of three districts (Kamenetskiy, Pruzhanskiy, Svislochskiy) and two region (Grodno and Brest). The relief here is hollow hilly, plain areas alternate with separate elevations and lower spots. The highest point is the mountain near v.Porozovo (242,5 m), the lowest point is the cut-off of the river Lesnaya Pravaya near v.Homutiny (143,6 m). Most rivers have latitudinal direction (including the biggest: Lesnaya Pravaya, Narev, Narevka) and refer to the Baltic Sea basin. Their sources are directly within the forest, or in the nearby swamps. Near the northeastern edge of the Pushcha there is a watershed between the rivers of the Baltic and Black Sea basins. The Dikoe swamp is well preserved there and is one of the largest lowland swamps of the mesotrophic type in Europe.

Photo: Vyacheslav Kravchuk
Photo: Vyacheslav Kravchuk

There are no natural lakes on the territory of the national park, but there are more than 10 artificial reservoirs. The largest of these are the Liadskoye and Khmelevskoye reservoirs created on the site of the floodplain of the Perevoloka River in the southern part of the National Park.

According to the geobotanical zoning of Belarus, Belovezhskaya Pushcha is located in the Neman-Predpolessky district of the subzone of hornbeam-oak and dark coniferous woods and is separated into a special Belovezhsky district. According to agroclimatic zoning, it is located in the northwestern part of the southern agroclimatic region, characterized by mild winters, the longest vegetation period and unstable moisturing.

According to long-term observations of the Kamenyuk weather station, the average annual air temperatures are positive (5.1 ° -8.5 ° C). The average temperature of the warmest month (July) is 17.8 °, of the coldest (January)is -4.4 °. The maximum and minimum temperatures reach 36.4 ° and -40.1 °. There is about 659 mm of rain, whereas most of it (almost 66%) occurs during the warm period.


Our partners

» О нас

О нас

Национальный парк «Беловежская пуща» представляет собой один из крупнейших лесных массивов равнинной Европы, сохранившийся до наших дней в относительно ненарушенном состоянии. Его территория разделена государственной границей на две части — белорусскую и польскую.
О нас в деталях
Площадь — 150083 га.
Протяженность с севера на юг — 65 км.
Протяженность с запада на восток — от 20 до 52 км.

 На территории польской части пущи находится Беловежский национальный парк, площадь которого составляет 10 502 га и земли Государственных лесов Польши. В белорусской части пущи и на прилегающих землях создан Национальный парк «Беловежская пуща» площадью 150083 га. Эти земли находятся в собственности государства и предназначены для охраны природы.

Протяженность национального парка с севера на юг составляет 65 км, а с запада на восток — от 20 до 52 км. Его территория разделена в настоящее время на 16 лесничеств. Кроме того, ему подчиняются лесоохотничье хозяйство «Шерешево» площадью в 11 520 га и лесоохотничье хозяйство «Выгоновское» площадью 90,9 тыс.га.

Для лучшей охраны и рационального использования ресурсов национального парка, его территория разделена на четыре функциональные зоны. Самый строгий режим охраны в заповедной зоне, предназначенной для сохранения в естественном состоянии природных комплексов. В этой зоне запрещаются все виды деятельности, кроме мероприятий по охране и научных исследований. Она занимает 38,8% территории национального парка и включает в себя большую часть высоковозрастных натуральных лесов Беловежской пущи.


Фото: Вячеслав Кравчук
Фото: Вячеслав Кравчук

В зоне регулируемого использования (25,3%), предназначенной для сохранения природных комплексов и обеспечения условий их естественного развития, возможны только отдельные виды деятельности, а использование природных ресурсов ограничено.

Рекреационная зона (5,3%) предназначена для осуществления туризма и рекреации, а хозяйственная (30,6%) — для хозяйственной деятельности, не препятствующей сохранению особо охраняемых природных комплексов.

Национальный парк «Беловежская пуща» расположен на территории трех районов (Каменецкого, Пружанского, Свислочского) и двух областей (Гродненской и Брестской). Рельеф здесь полого-холмистый, равнинные участки чередуются с отдельными возвышенностями и понижениями. Высшей точкой является гора близ д. Порозово (242,5 м), низшей — урез р. Лесная Правая у д. Хомутины (143,6 м). Большинство рек имеют широтную направленность (в том числе и крупнейшие: Лесная Правая, Нарев, Наревка) и относятся к бассейну Балтийского моря. Их истоки находятся непосредственно в пределах лесного массива, либо в близлежащих болотах. Вблизи северо-восточной окраины пущи проходит водораздел между реками бассейнов Балтийского и Черного морей. Там хорошо сохранилось болото Дикое, которое в Европе является одним из крупнейших низинных болот мезотрофного типа.

Фото: Вячеслав Кравчук
Фото: Вячеслав Кравчук

Естественных озер на территории национального парка нет, но есть более 10 искусственных водоемов. Самыми большими из них являются водохранилища Лядское и Хмелевское, созданные на месте поймы реки Переволока в южной части национального парка.

По геоботаническому районированию Беларуси, Беловежская пуща расположена в Неманско-Предполесском округе подзоны грабово-дубово-темнохвойных лесов и выделена в особый Беловежский район. Согласно агроклиматическому районированию, она находится в северо-западной части южной агроклиматической области, характеризующейся мягкими зимами, наиболее продолжительным вегетационным периодом и неустойчивым увлажнением.

По данным многолетних наблюдений Каменюкской метеостанции, среднегодовые температуры воздуха положительные (5,1°—8,5°C). Средние температуры наиболее теплого месяца (июль) составляют 17,8°, самого холодного (январь) -4,4°. Максимальная и минимальная температуры достигают значений в 36,4° и -40,1°, соответственно. Осадков выпадает около 659 мм, причем основная их часть (почти 66%) приходится на теплый период.


Награды и звания
Национальный парк «Беловежская пуща» награжден дипломом Совета Европы для охраняемых природных территорий (1997 г.) . Данный диплом присуждается заповедникам и национальным паркам Европы за заслуги в области управления природными комплексами и является инструментом по оказанию консультативной помощи со стороны Совета Европы в области охраны природы.
Решением ЮНЕСКО от 14 декабря 1992 г. Беловежская пуща была включена в Список природных объектов Всемирного наследия, как единая трансграничная территория вместе в Беловежским национальным парком (Республика Польша), который был внесен в этот список в 1977 году. Согласно Конвенции по охране Всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 году, в данный список включаются наиболее значимые и уникальные природные объекты мира, что является наивысшим природоохранным статусом.
7 октября 1993 г. Беловежской пуще присвоен статус биосферного заповедника. Всемирная сеть биосферных заповедников создана в рамках программы МАБ (Man and Biosfere, МАВ) — «Человек и биосфера». МАБ — долгосрочная межправительственная междисциплинарная программа ЮНЕСКО по координации фундаментальных исследований (в рамках как естественных, так и социальных наук) проблем устойчивого развития, сохранения биологического разнообразия и совершенствования отношений между человеком и окружающей средой.
Наши партнеры