«Минимальные зимние температуры у нас приближаются к нулю» – ученые о текущих климатических изменениях
Единственная в Беларуси поляна 12 месяцев находится в Беловежской пуще. За всеми капризами погоды ученые наблюдают здесь с 1948 года.
Так вот выглядела старая метеостанция, которая была установлена в Беловежской пуще и на базе которой велись исследования долгое время. Сейчас все это заменила автоматическая метеостанция. Температура, давление, осадки – сейчас данные фиксируются раз в 2 минуты, а до этого каждые 6 часов специалист приезжал на метеостанцию и вручную снимал показания.
Владимир Каплинский, старший лаборант Национального парка «Беловежская пуща»:
Здесь видно, что, допустим, 10 лет назад было больше отрицательных температур в наблюдениях. Сейчас же мы видим, что даже минимальные температуры у нас приближаются к нулю.
Раньше на 10, а то и на 20 зим приходилась одна с аномалиями – бесснежная и без минуса. А последние десятилетия наблюдений показывают: из пяти теплых одна классическая. Учет численности копытных по следам на снегу – методика исследования еще с послевоенного времени.
Но сегодня приходится менять подходы. И таких примеров реакции на новые вызовы в пуще приводят десятки.
На озере сейчас можно наблюдать лебедей, которые остались здесь на зимовку и не улетели.
«Формируются целые популяции, которые не улетают на зиму»
Самую быструю реакцию на климатические изменения проявляют птицы. Антон Кузьмицкий уже 10 лет следит в пуще за пернатыми. Говорит: «плюс» не только помогает выжить зимующим видам (некоторые уже начали распределяться на гнездовые участки), но и возвращает «ближних мигрантов», позволяет водоплавающим не улетать.
Антон Кузьмицкий, орнитолог, научный сотрудник Национального парка «Беловежская пуща»:
Кряквы, лебеди и другие виды практически уже очень хорошо держат руку на пульсе погоды и могут совершать какие-то кочевки, и они практически адаптировались. Даже формируются целые популяции, которые не улетают на зиму отсюда.
В отличие от пернатых, лес как живой организм не успевает приспособиться. Климатические колебания – их называют нормой при условии, если есть разбежка в одно-два столетия. Сегодня она сократилась: проходит всего от 10 до 15 лет.
Исследовать влияние погодных факторов на восточную и западную части Беловежской пущи будут в совместном с Польшей трансграничном проекте. После одобрения старт ожидается в 2021 году.
Дмитрий Бернацкий, начальник научного отдела Национального парка «Беловежская пуща»:
Структура лесов в Беловежской пуще в последние несколько десятилетий меняется достаточно серьезно. Ясно, что во многом это связано именно с изменением климата. И эти вот динамические процессы в лесу связаны с изменением климата. Они сейчас являются наиболее актуальными. Потому что, по-хорошему говоря, быстрые погодные изменения вообще могут влиять на устойчивость в целом лесных комплексов.
«Если минус не придет, короед благополучно переживет зимовку»
Алексей Горошко, начальник отдела охраны леса и лесного хозяйства Национального парка «Беловежская пуща»:
Вот это дерево заметно, что поражено короедом, поскольку у него отпадает хвоя. Но частично она еще осталась. Часть короеда может остаться на зимовку именно под корой. При наличии отрицательных температур больше – 25-30°C эти короеды по своей биологии и морфологии вида вымерзают.
Но если минус не придет, короед благополучно переживет эту зимовку, поднакопит силы и весной выйдет «на поле» в полном составе. Сформируется и скамейка запасных.
Елена Суконкина, инженер-лесопатолог отдела леса и лесного хозяйства Национального парка «Беловежская пуща»:
В связи с такой теплой зимой изменятся сроки лета. Соответственно, раньше мы начнем уже мониторить, чтобы смотреть это, и может быть даже больше генераций. Больше генераций – больше вредителя.