3 августа 2020

Красный дуб отдыхает

Одним из наиболее опасных инвазионных видов на территории Беловежской пущи является дуб красный (Quércus rúbra). В национальном парке проводится научный эксперимент по борьбе с интродуцентом.

1.jpg
Впервые дуб красный, выходец из Северной Америки, оказался в Беловежской пуще в конце XIX века. Его привезли в Дворцовый парк строящегося императорского дворца в Беловеже. Позднее данным видом стали озеленять усадьбы пущанских лесничеств, а уже в советское время и создавать лесные культуры с участием дуба красного. Тогда лесники даже и не подозревали о последствиях такой инициативы. Сейчас же, по мнению ученых, дуб красный – самый опасный чужеродный древесный вид в лесах Беловежской пущи.

2.jpg3.jpg
Растение-колонист, оказавшись в новых для себя природных условиях, не растерялось и начало активно внедряться в местные растительные сообщества, вытесняя при этом аборигенные виды деревьев. Во многом инвазии красного дуба в Беловежскую пущу способствовал его обильный самосев и подрост, который оказывает негативное влияние на развитие и древесного, и кустарникового, и травяного ярусов одновременно. Кроме того, в наших лесах отсутствуют те виды организмов, которые живут и питаются красным дубом, тем самым сдерживая его развитие. Плотный листовой опад дуба красного длительное время не разлагается, угнетая все виды растений, которые растут под его пологом.

4.jpg
В настоящее время считается, что наиболее радикальным способом избавления Национального парка «Беловежская пуща» (как и других особо охраняемых природных территорий Беларуси) от дуба красного является его вырубка. Однако и она не позволяет полностью удалить растения из состава растительного сообщества. Основная проблема – это обильная пневая поросль, от которой очень сложно избавиться.

5.jpg
Для проведения своеобразного эксперимента Беловежскую пущу посетил заведующий лабораторией продуктивности и устойчивости растительных сообществ Института экспериментальной ботаники им. В.Ф. Купревича НАН Беларуси, кандидат биологических наук Максим Ермохин.
«Мы ищем способы эффективной борьбы с порослью красного дуба. Не проблема удалить дерево, проблема – что делать с пневой порослью, которая после этого образуется. Существует несколько методов с разной степенью затратности и экологичности. Самый, наверное, радикальный и в то же время экологичный – фрезеровка пней, но он и самый затратный. Второй – обработка пней различными химсоставами (арборициды на основе глифосата, поваренная соль, медный купорос и др.), но все они приводят к загрязнению почвы и не приемлемы для охраняемых территорий. Еще один вариант – засыпать или закрыть пни, чтобы снизить активность придаточных почек. Это можно сделать чем угодно (темным полиэтиленом, почвой, подстилкой и пр.), но засыпать опилками с нашей точки зрения – один из наиболее экологичных методов. В результате небольшого эксперимента мы вырубили поросль у 50-ти пней красного дуба разного размера, часть пней засыпали опилками, а часть оставили без опилок. Первые результаты будем оценивать этой осенью, а затем – весной 2021 года. Даже если не удастся полностью остановить поросль, но снизить ее активность – уже будет хорошо», – рассказал о своем эксперименте Максим Ермохин. 

6.jpg

Научный отдел
Фото: Елена Бернацкая