» Nature protection

Nature protection

National Park "Belovezhskaya Pushcha" is one of the largest forests of Europe plains, which has preserved to this day in a relatively untouched state. Its territory is divided by the state border into two parts - Belarusian and Polish.
Nature protection

State Nature Protection Institution NP "Belovezhskaya Pushcha" is an integrated environmental, economic and scientific research institution. It is under the control of the Administrative Department of the President of the Republic of Belarus.



The main tasks of the national park are:
  • сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы Беловежской пущи;
  • организация экологического просвещения и воспитания населения;
  • проведение научных исследований, связанных с разработкой и внедрением в практику научных методов сохранения биологического разнообразия, изучением природных объектов и комплексов;
  • разработка и внедрение в практику научных методов охраны природы и природопользования;
  • сохранение культурного наследия;
  • организация рекреационной деятельности;
  • ведение комплексного хозяйства на основе традиционных методов и передовых достижений природопользования.
The national park is financed from the funds received from the state budget, from extrabudgetary nature protection funds, from scientific, environmental and economic activities. It is a legal entity, which has its own operating and foreign currency accounts in banks, independent balance sheet, seal, stamps, forms and symbols.

Photo: Vlad Sokolovsky

Protective service
 The National Park protection service is a structural subdivision of the SNPI NP "Belovezhskaya Pushcha", created to ensure the safety of material values and other property belonging to the SNPI NP "Belovezhskaya Pushcha".

The protective service carries out its activities to ensure the safety of legal entities and individuals (when it comes to performing protection of the objects (property) belonging to a legal entity, it carries out its activities on the basis of a special permit (license) No. 02010/9410 of December 28.

Protective service tasks:

- ensuring reliable protection of property and material values belonging to the SNPI NP "Belovezhskaya Pushcha";

- implementation of a strict access regime at protected sites;

- prevention and suppression of any illegal encroachment on the property of the SNPI NP "Belovezhskaya Pushcha";

- maintenance of due order in the territory of protected objects;

- implementation of measures aimed at improving protection activities, including the use of alarm systems.

Protection is provided by day-night shift. The number of protection security staff is established by the leadership of the SNPI NP "Belovezhskaya Pushcha" based on financial possibilities and taking into account the norms of working hours determined by labor legislation;

The access control in the SNPI "NP "Belovezhskaya Pushcha" is carried out through 14 checkpoints, 4 of which work twenty-four hour, the rest - from 8.00 to 18.00. The access control provides the admission procedure to the National Park territory and its facilities for both employees of the National Park and workers of other farms, as well as visitors; rules of entry (exit) to the territory through checkpoints of road, horse-drawn transport and vehicles of special services of other departments; the rules for the import (export) of material values ​​to the National Park territory.

The structure, protection arrangement and use of natural complexes and facilities of the National Park are carried out in accordance with the "Regulations on the National Park "Belovezhskaya Pushcha", approved by the Decree of the President of the Republic of Belarus No. 59 dated 9.02.2012 "On the National Park "Belovezhskaya Pushcha". The National Park "Belovezhskaya Pushcha" is the most valuable natural object of our republic. Part of its territory is included in the list of World Heritage Sites. Therefore, understanding the value and necessity of preserving natural complexes, the leadership of the SNPI "NP "Belovezhskaya Pushcha" pays special attention to the protection of its territory, compliance with the established order and carrying out measures to prevent poaching, destruction of flora, fauna and other violations of environmental legislation.

For this purpose an operational huntsman service was established in the national park in the security department, which carries out raiding activities for identifying and suppressing offenses regarding to protection and use of flora and fauna. It consists of 13 people subdivided into 4 groups. A commander is assigned to each group. The general management of the group work is carried out by the chief of the operational huntsman service. The service is directly subordinated to the protection service chief and the general director.

Specificity of the operational huntsman's service is connected with conducting of raids, timely response to incoming violation signals. Since the National Park itself is located within the boundaries of 3 administrative districts (Kamenets, Pruzhansky, Svisloch) and besides, there is a subordinate FHF "Vygonovskoe" in Ivatsevichi district, which controlled territory is quite large in size. Although it is guarded by services directly engaged in protection, regular raids of the operational huntsman service are of particular importance. To conduct them at any time of the year and in any conditions, the service has in possession vehicles (cars "UAZ", "Niva"), and a quad bike with a snowmobile in addition. For the revealing work on violation of fishing rules they have a motorboat, and digital cameras with night vision goggles for documentation of the detected offenses. The operational huntsman service is equipped with communication tools, has service weapons. State Nature Protection Institution "National Park "Belovezhskaya Pushcha".


In 2012, 429 raids were conducted by the operative-huntsman service staff of the SNPI "NP "Belovezhskaya Pushcha", including 59 joint ones (Regional Department of Internal Affairs, inspection of flora and fauna protection under the President of the Republic of Belarus, border troops), 3 criminal offenses on the facts of illegal hunting were detected. 244 administrative protocols were drawn up, 14 firearms, 1 vehicle, 3 floating crafts were seized, as well 1847 meters of fishing nets, 83.6 kg of fish and 135 kg of wild animals meat.
16 administrative protocols were drawn up for violation of hunting rules, 109 administrative protocols for fishing rules violation, 59 protocols for forest offence.

Claims amounting to 5650 rubles were brought for damage infliction. Fines were imposed in the amount of 6270 rubles.

Along with the violation detection of environmental legislation, work is carried out to identify and destroy moonshining hotbeds. Joint raids are conducted with the participation of state law enforcement and environment employees together with other organizations engaged in the protection of flora and fauna.

If there are any violations of environmental legislation in the national park territory and its protection area, please report by phone.

(801631) 56 238
(801631)56 373
(801631)56 271

О нас в деталях

Национальный парк «Беловежская пуща» представляет собой один из крупнейших лесных массивов равнинной Европы, сохранившийся до наших дней в относительно ненарушенном состоянии. Его территория разделена государственной границей на две части — белорусскую и польскую.
Охрана природы

ГПУ НП «Беловежская пуща» является комплексным природоохранно-хозяйственным и научно-исследовательским учреждением. Он находится под контролем Управления делами Президента Республики Беларусь.

Основными задачами национального парка являются:
  • сохранение эталонных и уникальных природных комплексов и объектов природы Беловежской пущи;
  • организация экологического просвещения и воспитания населения;
  • проведение научных исследований, связанных с разработкой и внедрением в практику научных методов сохранения биологического разнообразия, изучением природных объектов и комплексов;
  • разработка и внедрение в практику научных методов охраны природы и природопользования;
  • сохранение культурного наследия;
  • организация рекреационной деятельности;
  • ведение комплексного хозяйства на основе традиционных методов и передовых достижений природопользования.

Национальный парк финансируется за счет средств, полученных из государственного бюджета, из внебюджетных фондов охраны природы, от научной, природоохранной и хозяйственной деятельности. Он является юридическим лицом, имеет свои расчетные и валютные счета в банках, самостоятельный баланс, печать, штампы, бланки, символику.

Фото: Влад Соколовский

Служба охраны

Служба охраны Национального парка является структурным подразделением ГПУ НП «Беловежская пуща», созданным для обеспечения сохранности материальных ценностей и другого имущества, принадлежащих ГПУ НП «Беловежская пуща».

Служба охраны осуществляет свою деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц (в части выполнения  работ по охране принадлежащих юридическому лицу объектов (имущества) осуществляет на основании специального разрешения (лицензии) № 02010/9410 от 28.12.2012г.

Задачи службы охраны: 

  • обеспечение надежной охраны имущества и материальных ценностей, принадлежащих ГПУ НП «Беловежская пуща»;
  • осуществление строгого пропускного режима на охраняемых объектах;
  • предотвращение и пресечение любых противоправных посягательства на собственность ГПУ НП «Беловежская пуща»;
  • поддержание должного порядка на территории охраняемых объектов;
  • реализацию мер, направленных на совершенствование охранной деятельности, в том числе с использованием средств сигнализации.

Охрана осуществляется путем круглосуточного дежурства. Численность работников службы охраны устанавливается руководством ГПУ НП «Беловежская пуща» исходя из финансовых возможностей и с учетом нормы рабочего времени, определяемой трудовым законодательством;

Пропускной режим в ГПУ «НП «Беловежская пуща» осуществляется через 14 КПП, из которых 4 работают круглосуточно, остальные – с 8.00 до 18.00 часов. Пропускной режим предусматривает порядок допуска на  территорию Национального парка и его объекты как сотрудников Национального парка, так и работников других хозяйств, а также посетителей; правила въезда (выезда) на территорию через контрольно-пропускные пункты автомобильного, гужевого транспорта и автомашин специальных служб других ведомств; правила ввоза (вывоза) материальных ценностей на территорию Национального парка.

Структура, режим охраны и использования природных комплексов и объектов Национального парка осуществляется в соответствии «Положением о Национальном парке «Беловежская пуща», утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 9.02.2012 года № 59 «О Национальном парке «Беловежская пуща». Национальный парк «Беловежская пуща» – это наиболее ценный природный объект нашей республики. Часть его территории включена в список объектов Мирового наследия. Поэтому, понимая ценность и необходимость сохранения природных комплексов, руководство ГПУ «НП «Беловежская пуща» особое внимание уделяет охране его территории, соблюдению установленного режима и проведению мероприятий по предупреждению фактов браконьерства, уничтожению флоры и фауны и других нарушений природоохранного законодательства.

С этой целью в национальном парке в отделе охраны создана оперативно-егерская служба, которая осуществляет проведение рейдовых мероприятий по выявлению и пресечению правонарушений в области охраны и использования животного и растительного мира. Она состоит из 13 человек, подразделенных на 4 группы. За каждой группой назначен старший. Общее руководство работой групп осуществляет начальник оперативно-егерской службы. Служба непосредственно подчиняется начальнику охраны и генеральному директору.

Специфика работы оперативно-егерской службы связана с проведением рейдовых мероприятий, своевременным реагированием на поступившие сигналы о правонарушениях. Поскольку сам Национальный парк расположен в границах 3 административных районов (Каменецкого, Пружанского, Свислочского) и, кроме того, в Ивацевичском районе находится подчиненное ему ЛОХ «Выгоновское», подконтрольная территория достаточно значительная по размерам. И, хотя ее охраняют службы, непосредственно занятые охраной, особое значение имеют регулярные рейды оперативно егерской службы. Чтобы проводить их в любое время года и в любых условиях, в ведении службы, помимо автотранспорта (автомобили «УАЗ», «Нива»), имеются квадроцикл и снегоход. Для работы по выявлению нарушений правил рыболовства есть лодка с мотором, а для фиксации выявленных правонарушений – цифровые фотоаппараты, очки ночного виденья.     Оперативно-егерская служба оснащена средствами связи, имеет служебное оружие. Государственное Природоохранное Учреждение "Национальный парк "Беловежская пуща"

За 2012 год работниками оперативно-егерской службы ГПУ «НП «Беловежская пуща»  проведено 429 рейдов, в т.ч.  59 совместных (РОВД, инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, погранвойска) выявлено 3 уголовно наказуемых нарушения по фактам незаконной охоты. Составлено 244 административных протокола, изъято 14 единиц  огнестрельного оружия, 1 транспортное средство, 3 плавсредства, изъято 1847 метров рыболовных сетей, 83,6 кг рыбы и 135 кг мяса диких животных.

За нарушение правил охоты составлено 16 административных протоколов, за нарушение правил рыболовства – 109 административных протоколов, за лесонарушения – 59 протоколов.

За причинение ущерба предъявлено исков на сумму 56 497 000 рублей. Наложено штрафов на сумму 62 700 000 рублей.

Наряду с выявлением нарушений природоохранного законодательства проводится работа по выявлению и уничтожению очагов самогоноварения. Проводятся совместные рейды с участием работников государственных правоохранительных, природоохранных органов и других организаций, связанных с охраной животного и растительного мира. 

О случаях обнаружении нарушений природоохранного законодательства на территории национального парка и его охранной зоны просим сообщить по телефонам 

(801631) 56 238
(801631)56 373
(801631)56 271