Total length – 27 km
Trail time – 4 hours
Route difficulty - average


Viewpoints

1. Red oak is a very beautiful, but a dangerous alien. Its homeland is North America. The oak appeared in the 20-30s of the last century in the Bialowieza forest, it was planted near forestries as an ornamental tree.

Decades have passed, and the intensive "guest" invasion into the ancestral forests began. Red oak lives much less than common oak, but it is unpretentious, and its seeds are quickly carried by jays and squirrels.

Spreading, it displaces the native trees, so it is recognized as the most dangerous alien kind of woody plants.

2. The birch with the "Bison Head". Large growths on trees trunks are called knars. Knars are formed when some non-indigenous organisms are introduced into the living tissue of the trunks or branches. Most often mushrooms are in this role. A knar can be especially large on birches: sometimes their sizes are twice the thickness of a trunk! The fantasy of nature turns knars into fairy-tale works. The knar on this birch, reminiscent of a large bison head, was discovered more than 20 years ago. This is a great place for memorable photos.

3. "Hermit" oak. A swamp once stretched at this place. The oak, which grew on its outskirts, captured the former landscape in itself. The tree is unusual for the forest: its thick-set silhouette is typical for oaks growing on open space. Such bogatyrs are not too high, but tend to quickly "fatten". This tree is "only" 300 years old, and the diameter of its trunk is already 1.5 m! The oak had three main branches, but in the XX century one of them was broken by a hurricane. A large hollow opened in its trunk, which had been eventually settled by a family of timber carpenter ants. These insects are the forest janitors: without touching living tissue, they process the dead one.

4. The swamp "Tatar bagno". "Bagnos" are called swampy, impenetrable marshes in Belarus and Poland. Chronicles indicate that during the great Tatar-Mongol invasions nomads groups reached Belovezhskaya Pushcha too. In the thirteenth century there was a Tatar camp surrounded by a bagno - the swamp protected from a sudden attack by the Slavs. A terrible swamp has now dried up, overgrown with bush and alder, but in the spring the "bagno" is still impassable. During the rest of the year, tall hummocks and some marsh plants are reminiscent of it.

5. The tract "Turlyui". Soon after the First World War, several large fires occurred in Pushcha. One of them completely destroyed this tract. In the early 1930s, Polish foresters, who were the owners of the Bialowieza region then, planted a huge black stain of fires with pine seedlings. Poor sandy soils prevented the growing trees from reaching "ship's" heights, and even now the eighty-year-old forest looks like a young thirty-year-old forest even in more favorable conditions. Nevertheless, "Turlyuy" is a great place for walking and mushrooms picking.

6. Attack of the bark beetle. Great Belovezhskaya Pushcha has a long-standing enemy. We are talking about an insect called a "bark beetle". Bark beetle, as you might guess, devours a sub-bark layer of trees, primarily coniferous species.

A small beetle sometimes inflicts incredible damage to Pushcha. The decrease of groundwater level, which occurred as a rash reclamation result in the 60s of the last century, seriously affected the natural immunity of trees. Bark beetle attacks are therefore more often observed in arid summer seasons, when there is a prolonged heat. Employees of the national park are taking all measures for the timely elimination of bark beetles.

7. The former narrow-gauge railway. In 1915, during the First World War, huge territories west of the Bug were occupied by Germany. The Germans immediately took up the industrial development of Pushcha. Using the slave labor of captured French and Russian soldiers, the new owners entangled the great forest with a network of narrow-gauge railways with a length of 325 km in just 18 months! Today, asphalt roads are laid on the sites of some narrow-gauge railways.

8. The century-old oak forest. The one of the forest areas, which can be called the "Golden Fund" of Pushcha. Broad-leaved trees mostly grow here, with a predominance of oaks - this is a typical scene of ancient forests of Central Europe. The giants roots, which average age exceeds 200 years, and many - even 400 years - go into a particularly fertile land called scientists "brown forest soil." To the east of Belovezhskaya Pushcha these soils can’t be found anywhere else. In the old oak forests like this, the richest and most valuable natural communities of plants and insects are concentrated.

9. The site with forest cultures. In 2002 a massive drying out of spruces occurred in these places, and the surviving trees were blown down by a hurricane. The national park employees planted new seedlings, whereafter protected the site with a fence and left some in the open. Years later, it will be clear how much the abundance of deer affects forest renewal: outside the fence deer will not leave saplings any chance of survival - sprouts are eaten before they can rise.

10. New forest on the felling site. Pushcha was the timber source from olden times. Solid felling of the times of World War I, as well as of the 1920s of the last century was the largest logging in the whole history of Belovezhskaya Pushcha. Only during the German occupation of 1915-1918 there was more timber transported than in the previous 500 years! Then the Poles did clear cuttings. Fortunately, the Polish authorities sought to mitigate the damage from the industrial exploitation of Pushcha. Pine seedlings were planted at the cuttings site. Part of the felling has overgrown by itself – the "derived" forest appeared more natural there. In large sectors near the former narrow-gauge lines young hornbeam, aspen, birch grow today- the living reminders of old wounds.

11. The village of Lyadskie. One of the oldest forest villages, which were quite a few in Bialowieza one day. It is most likely to have started from a farm, then expanded. From old times spruce forest was called “lyado”, perhaps, it was the root of the word that was hidden in the name of the settlement. A sector clearing lies right through it: Pushcha was divided into quarters with such clearings in the beginning of the XIX century.

Today the village is small in number of residents: most of the locals work in the national park forest protection service.

12. Lyadskoe lake. There were flooded meadows once, moisturized by the river water with the poetic name of Solomenka. In the sixties of the last century the swampy floodplain was turned into a basis of a spacious artificial lake - now the largest in Belovezhskaya Pushcha. Today, a man-made reservoir is difficult to distinguish from a natural lake. The predominant depths of Lyadskoye - up to a half and two meters, but there are places with a depth of five meters. The lake greatly enriched the Pushcha biological complexes, becoming a native "home" for many species of fish, reptiles, waterfowl, aquatic plants, insects, etc.

13. Patriarch-oak. This oak refers to the number of the largest oaks of Pushcha and is the largest in its southern part. The tree is more than 550 years old. At a fairly "modest" height of 31 meters, the oak has a two-meter trunk diameter! Even more stunning giants rise in the Bialowieza thickets, some of them higher, older and thicker than this tree, but they all grow in extremely inaccessible places and are practically closed from the eyes of travelers. This mighty witness of the past stands near the hiking trail, hence the name "Oak -Patriarch ". The forest patriarch has a hollow - most likely, it was it which saved him from cutting down during the First World War. On the trunk of the oak tree there was even an old trace from the saw.

14. Long-liver pine. Another remarkable tree of the great forest. This pine is one of the thickest and mightiest in whole Pushcha. The diameter of its trunk is 125 cm, and the age is estimated at 350 years! Such giants grow quite slowly. For the first time the giant pine was measured in the 50s of the XX century. Since then, that is almost 60 years, the trunk cross section has increased by just five centimeters.

15. The estate of Father Frost. Where does Belarusian Father Frost live? Of course, in the largest and most ancient forest of the country - covered with legends Belovezhskaya Pushcha. In 2003, the owner of the winter got a new estate at his disposal, located in one of the protected corners of Pushcha. Lots of wonderful things are there, and a visit to the Father Frost estate  will remain in the memory of children and adults for a long time. On the area of ​​15 hectares there are the Palace, a treasury house, a lake with a magic mill, as well as many fairy-tale small huts and arbors. Father Frost is the lord of winter, and, of course, he has most of the guests during the New Year holidays.

16. Black alder forest. Black alder can claim the role of the Pushcha secrets’ guardian. In the old days, when the great forest was surrounded by impassable swamps, the alder thickets conquered all the humid lowlands. Since then, alder forests or, as foresters say, olses are the least disturbed plant complexes by man. "Hard" timber for production rarely attracted the procurers’ avid eyes, and impenetrable woods turned out to be the best refuge for animals and birds invariably.

17. Marks of the hurricane. Elemental forces leave incredible marks in Belovezhskaya Pushcha. The chronicles tell of terrible fires and violent storms. When fires happen infrequently now, then wind, snow and rain, as before, challenge Pushcha for strength. In late February 2002, a powerful hurricane swept through the forest. When as if compressed airwave smashed the trees, Pushcha moaned and cracked. The squall completely destroyed the forest in a 6 km long strip and a width of 100 to 700 meters. Old trees fell or broke like matches at the height of a third of the trunk. All lasted no more than 10 minutes. Now a huge barren on the former forest site is gradually overgrown with young trees.

18. The border checkpoint. The state border divides Pushcha into the Belorussian and Polish parts. On the national park territory there are several border outposts. One of them is named after  G.I. Kofanov - one of the first border guards, awarded with the Order of the Red Star and heroically died in Belarus in 1939.

19. The road "Brest-Belovezh". Old cobblestones lay under the smooth asphalt of this road, where horses, drawing stagecoaches and noble carriages, stroke out sparks with their horseshoes. The most important road for its time, connecting Brest with the capital of Pushcha - the village of Belovezh, was built in the first half of the XIX century. Now the ancient tract is part of the Pushcha internal roads.


The route plan

» Большое путешествие

Большое путешествие

Всем, кто любит путешествовать, открывать для себя новые уголки природы, проводить свободное время с пользой для здоровья, кто интересуется событиями прошлого, — Беловежская пуща предоставит прекрасную возможность незабываемого отдыха.
Общая протяженность – 27 км
Время на тропе – 4 часа
Сложность маршрута - средний

Точки осмотра
1. Красный дуб – очень красивый, но небезопасный пришелец. Его родина Северная Америка. В Беловежье дуб появился в 20 – 30 – х годах минувшего века, его высаживали около лесничеств, как декоративное дерево.
Минули десятилетия, и началось интенсивное вторжение «гостя» в исконные леса. Красный дуб живет гораздо меньше обыкновенного дуба, зато неприхотлив, а его семена быстро разносят сойки и белки.
Распространяясь, аборигенные деревья, поэтому он признан наиболее опасным чужеродным видом древесных растений.
2. Береза с «Головой зубра». Большие наросты на стволах деревьев называются капами.
Кап образуется, когда в живую ткань стволов или ветвей внедряются какие-то инородные организмы. Чаще всего в этой роли выступают грибы. На березах капы могут быть особенно большими: иногда их размеры вдвое превышают толщину ствола!
Фантазия природы превращает капы в сказочные произведения. Нарост на этой березе, напоминающий голову матерого зубра, был обнаружен более 20 лет назад. Прекрасное место для памятных фото.
3. Дуб-«отшельник» некогда на этом месте простиралось болото. Дуб, который вырос на его окраине, запечатлел в себе прежний ландшафт. Дерево необычно для леса : его кряжестый силуэт характерен для дубов, растущих на открытом пространстве. Такие богатыри не бывают слишком высокими, зато быстро «толстеют». Этому дереву «всего» 300 лет, а диаметр его ствола уже 1,5 м! у дуба было три главных ветви, но в XX веке одну из них сломал ураган. В стволе открылось большое дупло, которое со временем заселила семья муравьев-древоточцев. Эти насекомые являются санитарами: не трогая живую ткань, они перерабатывают отмершую.
4. Болото «Татарское багно». «Багном» в Беларуси и Польше называют топкие, малопроходимые болота. Летописи свидетельствуют, что во времена великих татаромонгольских нашествий отряды кочевников добрались и до Беловежской пущи. В XIII веке здесь существовала стоянка татар, окруженная багном – болото предохраняло от внезапного нападения славян. Ужасная топь ныне высохла, заросла кустарником и ольхой, но весной «багно» по-прежнему непроходимо. В остальное время года о нем напоминают высокие кочки и некоторые болотные растения.
5. Урочище «Турлюй». Вскоре после I Мировой войны в пуще случилось несколько крупных пожаров. Один из них полностью уничтожил это урочище. В начале 30-х годов польские лесоводы, бывшие тогда хозяевами беловежского края, засадили огромное черное пятно пожарища саженцами сосны. Бедные песчаные почвы не позволили растущим деревьям достичь «корабельных» высот, и даже теперь восьмидесятилетний лес выглядит, словно молодой тридцатилетний лес и более благоприятных условиях. Тем не менее, «Турлюй» - прекрасное место для прогулки и собирания грибов.
6. Атака короеда. У великой Беловежской пущи есть давний враг. Речь идет о насекомом, именуемом «короед-типограф». Короед, как можно догадаться, пожирает подкорный слой деревьев, прежде всего, хвойных пород.
Маленький жук порой наносит Пуще невероятный урон. Снижение уровня грунтовых вод, случившееся в результате необдуманной мелиорации 60-х годов прошлого века, серьезно повлияло на природный иммунитет деревьев. Атаки короеда поэтому чаще наблюдаются в засушливые летние сезоны, когда стоит продолжительная жара. Сотрудники национального парка принимают все меры для своевременной ликвидации короедных очагов.
7. Бывшая узкоколейная железная дорога. В 1915 году, в ходе I Мировой войны, громадные территории к западу от Буга были оккупированы Германией. Немцы немедленно взялись за промышленное освоение Пущи.Использовав рабский труд попавших в плен французских и русских солдат, новые хозяева всего за 18 месяцев опутали великий лес сетью узкоколейных железных дорог протяженностью 325 км! Сегодня на месте некоторых узкоколеек проложены асфальтовые дороги.
8. Вековой дубовый лес. Один из участков леса, который можно смело назвать «Золотым фондом» Пущи. Здесь растут преимущественно широколиственные деревья с преобладанием дубов – это типичная картина древних лесов Центральной Европы. Корни гигантов, средний возраст которых превышает 200 лет, а многих – даже 400 лет – уходят в особо благодатную землю, называемую учеными «бурой лесной почвой». Восточнее Беловежской пущи эти почвы не встречаются нигде. В старых дубравах, подобных этой, сосредоточены самые богатые и ценные природные сообщества растений и насекомых.
9. Участок с лесными культурами. В 2002 году в этих местах произошло массовое усыхание ели, а выжившие деревья повалил ураган. Сотрудники национального парка произвели высадку новых саженцев, после чего оградили участок забором, а часть оставили открытой. Спустя годы будет видно, как сильно влияет на возобновление леса высокая численность оленей: вне забора олени не оставят деревцам никаких шансов на выживание – ростки объедаются, не успев подняться.
10. Новый лес на месте вырубок. Пуща исстари являлась источником строевой древесины. Сплошные вырубки времен I Мировой войны, а также 20-хгодов минувшего столетия были самыми крупными лесозаготовками во всей истории Беловежской Пущи. Только в период германской оккупации 1915-1918 годов было вывезено больше леса, чем за предыдущие 500 лет! К счастью, польские власти стремились смягчить ущерб от промышленной эксплуатации Пущи. На месте вырубок высаживались саженцы сосны. Часть вырубок зарастала сама по себе – там «производный» лес выходил смешанным. Сегодня на обширных участках вблизи бывших узкоколеек растут молодые грабы, осины, березы – это живые напоминания о былых ранах.
11. Деревня Лядские. Одна из старинных лесных деревень, которых когда-то немало в Беловежье. Скорее всего, начиналась она с хутора, а потом разрослась. Исстари лес-ельник назывался «лядо», возможно, именно корень этого слова зашифрован в названии селения. Прямо через него проходит квартальная просека: такими просеками пуща разбивалась на «кварталы» в начале XIX века. Сегодня деревня малочисленна: большинство местных жителей работают в лесной охране национального парка.
12. Лядское озеро. Некогда здесь расстилались заливные луга, увлажненные водами речушки с поэтическим названием Соломенка. В 60-е годы минувшего века заболоченная пойма была превращена в ложе просторного искусственного озера – ныне самого крупного в Беловежской пуще. Сегодня водохранилище, созданное человеком, трудно отличить от природного озера. Преобладающие глубины Лядского – до полутора-двух метров, но есь участки с глубиной до пяти метров. Озеро значительно обогатило биологические комплексы Пущи, став родным «домом» для многих видов рыб, пресмыкающихся, водоплавающих птиц, водных растений, насекомых и т.д.
13. Дуб-патриарх. Этот дуб относится к числу наиболее крупных дубов Пущи и является самым большим в ее южной части. Дереву более 550 лет. При достаточно «скромной» высоте 31 метр дуб имеет двухметровый диаметр ствола! В беловежских чащах высятся еще более потрясающие великаны, некоторые из них выше, старше и толще этого дерева, однако все они растут в крайне труднодоступных местах и практически закрыты от взоров путешественников.этот могучий свидетель прошлого стоит неподалеку от туристической тропы, поэтому получил название «Дуб-патриарх». У лесного патриарха есть дупло – скорее всего, именно оно спасло его от вырубки в период I Мировой войны. На стволе дуба даже остался старый след от пилы.
14. Сосна-долгожитель. Еще одно примечательное дерево великого леса. Эта сосна является одной из самых толстых и могучих во всей Пуще. Диаметр ее ствола 125 см, а возраст оценивается в 350 лет! Подобные великаны растут довольно медленно. Впервые исполинскую сосну обмеряли в 50-х годах XX века. С тех пор, то есть, почти за 60 лет, сечение ствола увеличилось всего на пять сантиметров.
15. Поместье деда Мороза. Где живет белорусский Дед Мороз? Конечно же, в самом большом и самом древнем лесу страны – овеянной легендами Беловежской пуще.В 2003 году хозяин зимы получил в свое распоряжение новое поместье, расположенное в одном из заповедных уголков Пущи. Здесь много чудесного, и визит в поместье Деда Мороза надолго останется в памяти детей, и взрослых. На площади 15 га разместились Дворец, скарбница, озеро с волшебной мельницей, а также множество сказочных избушек и беседок. Дед Мороз – владыка зимы, и, разумеется, больше всего гостей у него бывает в новогодние праздники.
16. Черноольховый лес. Черная ольха может претендовать на роль хранительницы пущанских тайн. В старину, когда великий лес окружали непролазные топи, ольховые заросли завоевали все влажные низины. С тех пор ольховые леса или, как говорят лесники, ольсы – наименее нарушенные человеком растительные комплексы. «Трудная» для добычи древесина редко притягивала алчные взоры заготовителей, и непроходимые дебри неизменно оказывались лучшим убежищем для зверей и птиц.
17. Следы урагана. Невероятные следы оставляет в Беловежской пуще стихия. Хроники повествуют об ужасных пожарах и неистовых бурях. Если пожары теперь случаются нечасто, то ветер, снег и дождь, как и прежде, испытывают Пущу на прочность. В конце февраля 2002 года на лесом пронесся мощный ураган. Когда волна, будто спрессованного воздуха, ударила в деревья, Пуща застонала и затрещала. Шквал полностью уничтожил лес в полосе длинной 6 км и шириной от 100 до 700 метров. Вековые деревья падали или ломались, как спички, на высоте трети ствола. Все продолжалось не более 10 минут. Сейчас огромная пустошь на месте бывшего леса постепенно зарастает молодыми деревцами.
18. Пограничная застава. Государственный рубеж делит Пущу на белорусскую и польскую части. На территории национального парка расположены несколько пограничных застав. Одна из них носит имя Г. И. Кофанова – одного из первых пограничников, награжденных орденом Красной Звезды и геройски погибшего в Белоруссии в 1939 году.
19. Дорога «Брест-Беловеж». Под гладким асфальтом этой дороги покоятся старые булыжники, о которые высекали искры подковы лошадей, тянувших дилижансы и вельможные кареты. Важнейшая для своего времени дорога, соединившая Брест со столицей пущи – поселком Беловеж, была построена еще в первой половине XIX века. Сейчас старинный тракт является частью внутренних дорог пущи.

Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие
Большое путешествие

Схема маршрута
Что посмотреть