Фенологические наблюдения – важейшая и неотъемлемая часть научной работы любого национального парка. Летопись природы (которая, к слову ведется в Беловежской пуще с начала 50-х гг. прошлого столетия) отражает сезонные явления в жизни многовекового леса и окрестностей. Эти данные, накапливаясь год за годом, дают возможность увидеть уникальную картину изменений окружающей нас естественной среды – потеплений и похолоданий, ранних и поздних весен, тёплых и суровых зим, особенностей осени и самых жарких летних месяцев. Как правило, именно наши пернатые соседи раньше всех чувствуют смену времен года, одним из важнейших признаков которой является количество света, изменения длительности дня и ночи, определяющие суточные или, говоря научным языком, циркадные ритмы поведения животных.
Выдающийся русский писатель-натуралист Михаил Пришвин делил весну на несколько периодов: весна света, весна воды, весна травы… Тёплая солнечная погода последних выходных дней в Беловежской пуще позволила с уверенностью констатировать приход «весны света». Именно так называют это время между зимой и весной ученые-фенологи. Заметно дольше длится световой день, солнце начинает пригревать по-весеннему, но это тепло пока ненадежное... Безусловно, часть оседлых и оставшихся на зимовку птиц сразу реагирует на первые яркие солнечные дни. Их реакцию нельзя еще назвать настоящим брачным поведением – это пока репетиция, т.к. после того, как наступят пасмурные дни, а, возможно, и снежные и морозные, будет перерыв в их брачном поведении. По ночам регулярно слышна весенняя вокализация сов. Уже во всю устраивают воздушные пируэты разбившиеся на пары вороны. В последние солнечные дни запели песенки большие синицы и обыкновенные лазоревки, но как только солнце скрылось и пришла пасмурная погода – пение прекратилось. Наверняка многие местные жители и гости Беловежской пущи слышали первую в этом году барабанную дробь пестрого дятла. А еще в лесу можно было услышать достаточно необычный звук (громкий, резкий свист) – его издают поползни. Это тоже брачное поведение, но как только погода станет более пасмурной – свист прекратится. Подготовку к брачному поведению начали и красавицы-сойки: они, как бы нехотя, издают тихое воркование и мяуканье, которое отличается от воркования самцов во время настоящего ухаживания более мягким и тихим звуком. Так что пернатые певцы уже заметили начало «весны света», но пока еще это нельзя назвать брачным периодом – все ещё впереди...
По-настояшему неожиданным и одновременно приятным стало появление в местах своего регулярного гнездования первых серых гусей и серых журавлей. 10 февраля одиночные пары этих красивых птиц были отмечены вблизи урочища Злятино на юго-западной окраине Беловежской пущи (сообщение Ивана Коляды). Данная регистрация, с одной стороны, не являются чем-то действительно феноменальным. Дело в том, что в последние годы, растёт численность зимующих серых журавлей на востоке соседней Польши. Кроме того, в предыдущие зимы единичные факты зимовки гусей и журавлей фиксировались и на территории нашего Национального парка. В пойме реки Лесная Правая у деревни Селище Большое отмечена большая белая цапля (сообщение Виктора Андрушкевича). 11 февраля в окрестностях деревни Панасюки пара лебедей-кликунов по-весеннему громко «трубила» на местной, пока ещё замёрзшей, залитой водой торфоплощадке. Несколько дней подряд 6 гусей-гуменников регистрируются на реке Лесная у деревни Угляны (сообщение Виталия Кузько). Там же 11 февраля уже отмечены первые чибисы (сообщение Ивана Иванюковича). Все эти наблюдения можно с уверенностью отнести к факту первого весеннего появления всех вышеперечисленных водно-болотных видов птиц, поскольку в период декабрьских наблюдений, а также прошедших специализированных «Зимних учётов водных и околоводных птиц в Беловежской пуще» регистраций данных видов отмечено не было.
«Весна света» уже пришла в Беловежскую пущу. Ещё немного и она плавно перейдёт в следующую фазу, которую фенологи именуют «весной воды».