» Огни вырубок – редкое зрелище в Беловежской пуще
Новости
Национальный парк «Беловежская пуща» представляет собой один из крупнейших лесных массивов равнинной Европы, сохранившийся до наших дней в относительно ненарушенном состоянии. Его территория разделена государственной границей на две части — белорусскую и польскую.
Подробнее

Огни вырубок – редкое зрелище в Беловежской пуще

1 июля 2019

В Беловежской пуще вовсю цветет кипрей узколистный, который более известен в народе как иван-чай. Растет он чаще всего не поодиночке, а образует яркие, розовые облака, которые хорошо видны туристам вдоль у дорог. Цветение иван-чая ознаменовывает собой наступление самой жаркой поры года – середины лета.

В это время иван-чай нельзя спутать ни с каким-либо другим растением наших лесов. Розово-малиновые пейзажи завораживают и бесцеремонно ловят на себе все взгляды. На протяжении всего дня хочется наблюдать за этой неповторимой красотой и окунаться в эти роскошные цветущие поляны.

В 1753 г. К. Линней описал это растение в составе рода Epilobium под названием Epilobium angustifolium (Кипрей узколистный). Позднее растение получило еще одно название – Chamaenerion angustifolium, что означает «иван-чай узколистный».

Вообще за всю историю существования иван-чай приобрел огромное количество названий, большинство из которых связано с определенными свойствами этого растения. Например, «верба-трава», «ива-трава» – названия, возникшие из-за схожести листьев с листьями ивы. Белорусское «скрыпень» возникло из-за соответствующего звука при попытке выдернуть траву из земли. Название «дикая конопля» или «дикий лён» получил кипрей за высокие лубяные свойства стеблей, из которых вили веревки и изготавливали ткани. Весьма распространенным названием кипрея узколистного являлось «пуховик», т.к. его пухом набивали подушки и матрасы.

Кипрей, прозванный в народе иван-чаем, – настоящая природная фабрика. Мало таких растений, которые давали бы людям и мед, и подушки, и чай, и щи, и веревки, и ткань, и хлеб. Помимо хлеба, народные умельцы изготовляли из корней спиртной напиток. В неурожайные годы корневища кипрея, содержащие крахмал, слизь и сахар, наши бабушки и дедушки употребляли как овощ, а высушенные толкли и пекли из него лепешки, добавляли в хлеб. Из молодой зелени иван-чая готовят супы и салаты, ее можно жарить. Пухом, образующимся после отцветания кипрея, набивали подушки, а из крепких волокон стебля делали веревки и грубую ткань. Иван-чай – хороший корм для скота, а также чемпион среди медоносов, по урожайности ему уступает даже липа, мед из него получается ароматный, красивого зеленоватого цвета. В России известен с XII века как основа для приготовления горячего напитка, получившего с XVIIвека название «копорский чай». Современные россияне употребляют его вместо чая до сих пор и уверяют в его целебных свойствах. Так или иначе, это интересный напиток, который может добавить новые вкусовые нотки в любой рацион.

В Беловежской пуще кипрей узколистный (или иван-чай узколистный) не образует таких огромных зарослей, которые можно видеть в центральной или северной части Беларуси, и встречается здесь не так уж и часто. В чем причина?

Кипрей – растение-первопроходец. Именно он первым начинает «осваивать» лесные пожарища и вырубки, поскольку очень быстро растет на облитых солнцем полянах при отсутствии конкуренции со стороны других травянистых видов. Когда ни одно растение еще не поселилось на черных углях, розовые огоньки-цветы уже тут как тут. И потому в народе растению даны еще пара интересных названий кипрея – «огненная трава» и «пожарник». В экологии такие растения, как иван-чай, называются видами-пионерами.

Становится понятно, почему иван-чая так много в местах, где ведется активная лесохозяйственная деятельность. В Беловежской пуще подходящих мест для иван-чая не так уж и много – это, прежде всего, те места, где по каким-то причинам лес погиб.

Но даже и здесь не всегда можно найти иван-чай. Давно замечено, что это растение любит тяжелые суглинистые и глинистые почвы, поскольку они лучше сохраняют почвенную влагу. А на легких песчаных и супесчаных землях Беловежской пущи кипрей узколистный уступает место другим пионерным травам, прежде всего вейникам. И только в отдельных местах, где почва несколько богаче и тяжелее, на лесных полянах и опушках Беловежской пущи можно видеть, как «горят» они сейчас зарослями иван-чая.

Наблюдать цветущие поляны – приятнейшее из приятных и полезное занятие. Это прекрасные мгновения лета, которые, кажется, проникают в каждую часть нашего тела, прогоняют усталость и наполняют неповторимой свежестью и чистотой. Цветы иван-чая издают чарующий, легкий и нежный аромат…