Общая протяженность – 20 км (с учетом подъезда от КПП «Каменюки» - 35 км).
Объекты и населённые пункты по маршруту следования:
Аг. Каменюки. Аг. Каменюки расположен в районе поймы р. Правая Лесная.
Становление названия населённого пункта имеет сложную историю.
Изначально на местности находилось два рядом расположенных населённых пункта: деревня крестьян- собственников «Бородичи» и казённая деревня «Каменики». Ландшафтно они были разделены безымянным ручьём – притоком р. Лесная Правая, и заболоченными участками, которые в 1970 г. были мелиорированы и отданы местному населению под огородничество, некоторые участки до сих пор используются по такому назначению.
Тут же, неподалёку от реки и моста через р. Правая Лесная, располагались казённые дома и здания заповедника (в том числе контора лесничества «Королев Мост», административное здание заповедника). Эта территория с её строениями и называлась «Королёв Мост».
Впервые Королев Мост упоминается в жалованной грамоте короля Сигизмунда Августа, данной дворянину Остафию Власьевичу Новицкому на имение Клековичи с входами в Пущу от 7 февраля 1558 года.
Само название Королёв Мост происходит от стратегического моста, который давал возможность попасть кратчайшим путём из п. Беловежа в г. Каменец.
Первое упоминание названия КаменИки встречается в Ординации пущи Беловежского и Каменецкого лесничеств 1639 года. Название было образовано от фамилии местных мельников Камениковых, державших мельницу на реке «Лесная», а в те годы «Белой».
По информации подымного реестра в 1775 году указывается название Каменики (Kamieniki), в которых насчитывалось 9 дымов (жилых домов), в Бородичах – 27 дымов.
В годы правления Станислава Понятовского в Беловежской пуще расчистили реки Нарев, Наревку и Лесную, при этом верховья первых двух рек соединили каналом. Начался сплав леса. Были восстановлены старые стекольные, смолокуренные, скипидарные, гончарные и поташные заводы (сер. 18 в.).
Перед разделом Речи Посполитой в 1792 году были проведены инвентари Гродненской экономии. В этот период были составлены подробные карты местности. Каменики тогда попали на карту «Беловежской пущи и Милейчицкой губернии».
Согласно Списка населенных мест Гродненской губернии в 1866 году в казенной деревне Камениках было 17 дворов и 148 жителей, в том числе 9 евреев. В лесной казенной страже Королев Мост — 2 двора и 5 жителей. В деревне крестьян-собственников «Бородичах» на тот момент было 24 двора, 239 жителей и 4 еврея.
Вопрос образования жителей д. Королёв Мост начал решатся только в 19 в. До 1898 г. в деревне не было здания школы. Дети некоторых родителей учились грамоте наемными учителями на дому. В 1898 г. была построена одноэтажная школа на углу шоссе и дороги, ведущей в д. Большие Селищи. В этом доме открылись 1-3 классы церковно-приходской школы. Рядом в Бородичах действовала школа грамоты с1894 г.; народное училище было открыто здесь в октябре 1908 г. обучалось 30 мальчиков и 10 девочек.
В 1905 году в Камениках насчитывалось 276 жителей.
В августе 1915 г., в связи с наступлением германских войск на восточном фронте, царская власть дала приказ сжечь деревню, а жителей вывезти в глубину России. Сохранилось только 3 дома. Некоторые семьи не бросили деревню, а остались жить в Каменюках.
В межвоенный период польские власти при описании административного деления и составлении списков населенных мест (1928г.) Каменики объединили с Королевым Мостом в одну деревню Каменики (Kamieniki). В 1940 году по новой советской переписи здесь насчитывалось 249 жителей и 53 двора. Деревня входила в Пашуковский сельский совет.
До начала Великой Отечественной войны в деревне проживало 287 человек, которые были заняты на различных работах в пуще: работали лесниками, егерями, заготовщиками и сплавщиками леса и пр.
23 июня 1941 г. в Каменюках установился оккупационный режим. Первым неожиданным боем для оккупантов был бой в 612 квартале Беловежской пущи (июнь 1941 г.), в 8-9 км от Каменюк на север по дороге Каменюки – Беловежа. На сутки остановилось движение. Деревню наводнили немцы, которые направлялись в Беловежу. Они останавливали всех, кто шел из пущи в деревню. Около десятка задержанных людей были расстреляны по подозрению в причастности к этому бою. На самом деле бой немцам дала одна из красноармейских частей. В этом бою было подбито немало техники, а также уничтожено около двух десятков немецких солдат. Не обошлось без потерь и с нашей стороны – погибли два молодых бойца. Третий участник боя был тяжело ранен и, по свидетельству старожилов, спрятан от фашистов жителями одного из хуторов. Об этом подвиге напоминает памятник пулеметчикам, который находится при входе в НП «Беловежская пуща».
Черным днем для Каменюк стало 9 сентября 1942 г. В этот день 11 мужчин и 5 женщин, проживавших в деревне, были доставлены в поселок Беловежу и повешены напротив православной церкви св. Николая.
Во время ВОВ в Каменюках, именуемых немцами Кёнигсбрюке (Konigsbrucke), была военная часть, затем опорный пункт батальона охраны. С 1943 — опорный пункт егерского отряда специального назначения. А в конце войны штаб советской пехоты. За время войны расстреляно или повешено 30 жителей, на фронтах погибло и без вести пропало 13. Для освещения улиц, домов лесников и военных, немцами на Лесной была построена электростанция. Для этого даже было прорыто дополнительное русло. Электростанция была на бетонных опорах, которые и сейчас можно увидеть, если подойти к реке с аг. Каменюки в районе моста и пройти 100-200 метров против течения.
После войны, при установлении новой границы с Польшей, часть Беловежской пущи с поселком Беловежа, где были расположены управление, музей, научная лаборатория, библиотека, зубровый и тарпаний питомники, отошла к Польше. Управление белорусской частью Беловежской пущи решили разместить в Каменюках. Кстати, название трансформировалось за время войны, возможно из-за быстрой смены «хозяев», говорящих на разных языках.
В послевоенное время здесь были построены деревянные семилетняя школа, дом культуры, почта, другие здания, некоторые из которых сохранились до сих пор. В 1962 году, за рекой в километре от деревни, было построено новое административное здание заповедника. Местность, где расположился главный корпус, так и окрестили – «Главным». Важными «градостроительными предприятиями» стали лесозавод и научный лабораторный корпус.
Каменюки стали центром сельского совета в 1964 году. Постепенно создавалась соответствующая инфраструктура – новая школа, дом культуры, почта, поликлиника, сельская библиотека, детский сад, комбинат бытового обслуживания и др. В конце 60-х годов на юге деревни был построен новый «микрорайон» из двух и трехэтажных домов. На тот момент на советско-китайской границе происходил вооруженный конфликт, поэтому новую часть деревни назвали в честь конфликтного острова «Даманский».
Во времена «перестройки», в 1986 году, сдали в эксплуатацию новый кирпичный дом культуры. В нем располагались огромный кинотеатр, музыкальная школа, два больших фойе для торжеств, спортивный зал и др. Однако здание простояло всего 20 лет – в 2006 году было ликвидировано. В том же году на въезде в деревню «Белоруснефть» открыло круглосуточную автозаправочную станцию.
Следующий период совершенствования инфраструктуры деревни и ее благоустройства пришелся на 2008-2009 годы, когда Беловежская пуща праздновала 600-летие заповедного режима. На «Главном» было построено новое здание эколого-просветительского центра с музеем природы и управлением национального парка. Проведена реконструкция гостиниц, ресторана и кафе. Была реконструирована и приняла совершенно новый вид въездная группа контрольно-пропускного пункта. В Каменюках было построено 15 новых коттеджей, которые трансформировали деревню в агрогородок.
Дом культуры возобновил свою работу в здании детского сада, который, в свою очередь, перебрался в здание начальной школы. Была проведена реконструкция магазинов, кафе и гостиницы.
1 октября 2009 г. в д. Каменюки был открыт православный храм в честь Великомученика Победоносца Георгия.
Д. Пашуки.Можно предположить две версии происхождения названия деревни.
Согласно первой версии – Пашуки с давних пор отличались тем, что здесь держали много скота. При этом пастьба проводилась не в лесу, а подбирали более продуктивные пастбища – луговые. Потому и деревня получила название «Пашуки» от сочетания слов «пашу шукаць» (т.е. искать пастбище).
Вторая версия: известно, что в 1494 г. соседним «имением Шишов» владел Майна Пашукович, земянин волынский. Остается неясным, имел ли этот человек или его родственник из числа однофамильцев право собственности на Пашуки. Если да, то д. Пашуки взяла название от фамилии этих землевладельцев.
Официально имение «Пашуки» упоминается в XVI в. в «Описании королевских пущ» в бывшем ВКЛ.
Следующее весомое упоминание Пашуков датируется 1609 г. Ознаменовано оно строительством униатской церкви «подбельская в Пашуках». Спонсором и инициатором строительства была владелица имения «Пашуки» Агафия-Зофия Богдановна Пац (из Сапегов). Церковь была освящена в честь Рождества Богородицы. Здание простояло 145 лет.
В 30-е годы 18 в. Пашуки упоминаются под началом шишовского помещика Ежи Матушевича.
19 век для Пашуков был ознаменован переходом в православие. Согласно документам 1844 – 1853 гг. пашуковский храм был реорганизован в Свято-Онуфриевский.
В 1897 г. в Пашуках, согласно переписи, было 8 дворов, 72 жителя. Это значит, что люди в то время жили достаточно скромно – в каждой хате проживало в среднем по 7-8 человек.
Следующая перепись, после отправления людей в беженство казаками в 1915 году и сожжения ими части деревни, датируется 1923 годом. В результате в населённом пункте проживало 117 человек. По сравнению с 1905 годом – население уменьшилось на 1 человека. К 1940 году в деревне было 29 дворов (200 жителей).
В начале 20 в. в Пашуках при церкви открылась школы грамоты, в которой училось 14 мальчиков и 8 девочек.
Отдельная страница местной «дореволюционной» истории –предприятие «Млын водный Пашуки 3. Минкевич и общество» (водяная мельница с сукновальнею).
Упомянается владелец мельницы, в распоряжении которого она находилась 20 лет до 1927 года (Козловский), который продал ее инженеру Николаю Яковлевичу Герасимову почти за 18 тыс. злотых. Акт купли- продажи был заверен нотариусом из Бельска- Подляского.
Рядом планировалось построить гидроэлектростанцию и лесопильный завод. Однако интерес к будущему объекту был у некого Плотникова. В итоге хозяин сам поджог электростанцию и тартак, поимев выгоду в виде страховой выплаты, удачен пожар был и для новоиспечённого покупателя. К слову все строения и коммуникации были восстановлены.
В годы оккупации владельцем мельницы был Леута из Волковыска, погибший от рук партизан в чаще пущи.
В послевоенное время в Пашуках работали сельсовет, колхоз «Рассвет», начальная школа, в которой в 1948 году насчитывалось 23 ученика. В 1950 г. в деревне развернулась электрификация жилья местного населения. Электричество давала гидроэлектростанция (мощностью 40 кВ.), взорванная немцами при отступлении и восстановленная в 1947 году.
С 1952 г. Пашуки в колхозе «Беларусь», с 1958 г. – в колхозе «Новый путь».
В 1952 г. Пашуковский сельсовет (в связи с перенесением центра с/с) переименован в Новицковичский.
В настоящее время д. Пашуки – небольшая пущанская деревушка.
Наиболее значимым объектом в деревне является Свято - Андреевская церковь. Построена она в 1877 г. и является памятником ретроспективно русского стиля. Состоит из четырех частей, которые поочередно присоединяются друг к другу: башня – колокольня, трапезная, основной объем, апсида.
В 1960-е годы Свято – Андреевская церковь прекратила действовать. При этом был сожжен и ее архив. В огне погибли многие ценные документы: метрические книги, церковная библиотека, дарственные на землю, документы, отражающие исторические события и прочее. Здание храма было превращено в колхозный амбар.
В начале 1990-х годов закрытые прежде храмы становились опять действующими. Здание бывшей Свято – Андреевской церкви было отремонтировано, освящено, и таким образом пашуковский приход был возрожден.
КПП Пашуки. Ныне контрольно-пропускной пункт «Пашуки» выполняет не только охранную функцию, но и является информационно- туристическим пунктом, где вам подскажут ответы на интересующие туристические вопросы.
Д. Пашутская Буда. Д. Пашутская Буда известна со времен королей Речи Посполитой. В старину здесь не было постоянного поселения, а жили сезонные «пущанские» работники в «будах» - временных жилищах, шалашах.
В 1920-е гг. рядом с деревней проходила узкоколейка, по которой подвозили лес к двум лесопилкам (в Лисувщилах и «за болотом»).
Д. Пашутская Буда была дважды сожжена: во время Первой мировой войны и ВОВ, но вновь восстанавливалась местными жителями.
На территории Пашутской Буды находится административное здание Пашуковского лесничества с гостевыми комнатами. Здесь по предварительной записи (по тел. 80163197030) можно организовать ночлег.
Д. Гвоздь 1 и д. Гвоздь 2. Есть в южной части Беловежской пущи небольшие деревеньки-хуторки с необычным названием – Гвоздь. Долгие годы этимология названия этих хуторов остаётся неизвестной.
Рассказывают, что название это напрямую связано с первопоселенцем данного хутора по фамилии Седун, хотя жил он в этом месте сначала без какой-либо фамилии. Дело было во времена крепостного права, когда крепостных отличали друг от друга только по имени, кличке или имени владельца. Будучи человеком свободолюбивым, Седун не захотел трудиться на пана, а подался в глубь пущи, добывая пропитание охотой, а также сбором грибов и ягод. Чтобы не замерзнуть зимой, он соорудил себе неказистое жилище, спрятанное от посторонних глаз в пущанских дебрях.
Когда крепостное право отменили, то во все концы страны были направлены так называемые учетчики подушного люда – своеобразные предшественники нынешних переписчиков населения. Они заходили в каждый дом и досконально переписывали всех жителей, начиная от стариков и кончая только появившимися на свет младенцами. При этом семье давали и подходящую фамилию.
Когда учетчики обошли все пущанские населенные пункты и уже закончили свою работу в деревне Пашуки, кто-то из жителей вдруг вспомнил, что не охваченным всеобщей переписью остался еще один человек, скрывающийся в чаще леса. Учетчики, взяв в качестве проводника одного из местных жителей, решили встретиться с ним.
Каково же было их удивление, когда они увидели перед собой настоящего лесного человека – с огромной бородой и спадающими на плечи волосами. Вполне естественно, что они первым делом спросили, давно ли он проживает в такой глуши?
– Давно сижу, – ответил лесной человек.
– Ну что ж! – сказали учетчики, – дадим тебе в таком случае фамилию Седун.
– А ты что, совсем один живешь здесь? – поинтересовались учетчики.
– Да, один, как гвоздь, – ответил новоиспеченный Седун.
Поэтому учетчики и нарекли пристанище лесного отшельника хутором Гвоздь и записали это название в графе «место проживания». Так в пуще появилось новое поселение, сохранившее свое название до наших дней.
Д. Подбельские Огородники. Название «Огородники» (таких названий в Каменецком районе пять) происходит от социальной группы «крестьян-огородников» (становление название датируется примерно ХIV веком), работавших на казённых служащих.
Населенный пункт Подбельские Огородники располагается недалеко от д. Подбела. Летом 1915 г. (во время Первой мировой войны) деревня была сожжена, а жителей выслали в беженство.
В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские оккупанты выселили местных жителей (как и остальное население пущанских деревень), но сожгли не все постройки. Несколько хат они оставили в сохранности, поселив в них рабочих, которые занимались заготовкой дров. Также в Подбельских Огородниках стоял небольшой немецкий гарнизон.
После окончания ВОВ деревня была восстановлена.
Домик лесной стражи. В пуще ещё со времени Ягелло была налажена охрана пущи. Первая упоминаемая стража, поселенная в пуще, состояла из 277 семей. Стрелки являлись по первому требованию на охоты. Контролировали «входы» в пущу, т.е. возможность пользоваться угодьями. Труд служителей вознаграждался возможностью пользоваться землёй. После, охраной (примерно 17 век.) пущи и благоустройством коммуникаций и инфраструктуры занимались осочники и конная стража.
В 18 веке при Августе 3-м за порядком следили Егерьская служба и стрелки.
При Тизенгаузе охрана пущи была вверена ловчим, фортмейстерам и стрелкам.
При переходе пуши к Российской империи, лесная охрана принимает подобный на сегодняшний вид. Во главе был управляющий, который руководил лесничими. Лесничие в свою очередь управляли угодьями пущи с помощью контроля и работы вверенных обходов, за которые отвечали обходчики- лесники.
Здесь, слева от дороги, в 889 кв. до сих пор можно обнаружить оставшийся фундамент от домика лесной стражи, которая долгое время осуществляла контроль за дорогой и ограничивала посягательства на первобытный лес и её обитателей.
Дорога к урочищу «Крыжык». Урочище давно уже забыто и только отголоском прошлого можно найти его на старых картах. Место перекрестья дорог – это исконное место встреч и договорённостей. Этот перекрёсток был стратегическим в период 16- 20 вв. Через него проходили пути с д. Пашуки до д. Крыница, вторая дорога связывала д. Королёв Мост и д. Ясень.
Сейчас неподалёку от этого места располагается большая подкормочная площадка для зубров и оленей, также сюда захаживают хищники, прилетают поживиться птицы.
Рядом с подкормкой, можно увидеть упавшие от естественных причин сосны, на них белеют следы от зубов различных животных. Так в природе лесные жители в холодный период года восполняют недостаток витамина С.
Старая смолокуренная печь. При рассмотрении карт Беловежской пущи можно заметить населенные пункты с названиями Будиско, Буды, Пашутская Буда, а в деревнях, окружающих этот древний лес, нередко можно встретить людей с фамилией Будник, Будкевич. Это отголоски прошлых лет, своеобразное напоминание о минулом и его связи с настоящим. А связь эта весьма интересная. Появление в Беловежской пуще понятий буда и будник связано с производством древесного угля, дегтя и смолы. В лесу этот процесс происходил следующим образом: в небольшое углубление кучей сваливались пни деревьев и разные остатки от заготовки древесины, затем эта куча засыпалась лесным опадом, выстилалась мхом, дёрном, утрамбовывалась песком и поджигалась. Получалась своеобразная закрытая печь, в которой в условиях высокой температуры и без доступа кислорода медленно тлела древесина, превращаясь в древесный уголь, а на дне собиралась смола, терпентин или деготь. Загруженная разожженная печь (или смолокурня) могла тлеть несколько дней, затем песок разгребали, собирали полученный продукт и печь загружали снова. Все эти продукты охотно покупались, поэтому производство получалось практически безотходным и довольно-таки выгодным. Для обслуживания такой печи требовалось около трех-пяти человек, которые должны были постоянно следить за ее работой, поэтому и селились они рядом в примитивных жилищах-полуземлянках, укрытых бревнами и хворостом. Такое жилье местные жители называли будами, а живущих в них рабочих – будниками.
К настоящему времени, кроме названий населенных пунктов и фамилий, в лесу также сохранились остатки таких печей – это подлинные памятники истории Беловежской пущи. Несведущему человеку, правда, довольно непросто высмотреть печь. Обращать внимание нужно на небольшие валы, замкнутые в кольцо с углублением посредине – с большой долей вероятности это будут остатки таких сооружений.
Если же углубиться в историческое прошлое, то первая информация о будниках в Беловежской пуще встречается уже в документах конца XVI века. В 1592 году Король польский и Великий князь литовский Сигизмунд III пишет: «...известно нам, что лесничий королевы, тетки нашей (Анны), пан Трояновский, пересекая стародавнюю границу, которая лежит между Пущей Бельской и Беловежской, немалую часть этой Беловежской пущи занимает и присоединяет к Бельской и выжигом лесных товаров (на поташе) без нашего позволения Пущу эту уничтожает и во вступах шкоду великую чинит, и осочникам Бельской пущи в Беловежскую пущу въезжать не позволяет, что есть немалой шкодой для скарба нашего и Великого Княжества Литовского».
Урочище «Дубовое». Место долгое время было жилое. На этом клочке земли, при изучении его ландшафта, можно увидеть следы хозяйственной деятельности: огороды, яму от погреба; на старых картах здесь отмечен колодец, где поили коней и брали воду. Ещё в советское время здесь стоял двухквартирный казённый дом, где проживали лесники Шохалевич и Соколовский, которые отвечали за свои пущанские обходы. Раньше такие места называли «Кордоннами».
Памятник партизанам-Ковпаковцам. Продвигаясь к западным границам в 1944 году, дивизия Ковпака решила использовать в качестве территории маневра лесные дороги Беловежской пущи. Однако, подойдя к заповедным лесам, партизаны не решились всем составом войти в чащу, а направили четырех разведчиков. Это было правильным решением, так как при обнаружении, углубившихся в пущу разведчиков, немцы встретили их перекрестным огнем. Тогда двое разведчиков поспешили назад, чтобы предупредить своих товарищей об опасности, а двое других приняли неравный бой, прикрывая их отход. К сожалению, оба оставшихся партизана погибли в 833 квартале Пашуковского лесничества. Теперь на месте боевых событий 1 апреля 1944 года в честь Коробко Василия Ивановича 1927 г. и Сычёва Павла Александровича 1921 г. установлен обелиск. Самих бойцов под ним нет. Тела их покоятся в братской могиле в деревне Рожковка Каменецкого района.
Вечная слава отважным партизанам!