» Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее!
Новости
Национальный парк «Беловежская пуща» представляет собой один из крупнейших лесных массивов равнинной Европы, сохранившийся до наших дней в относительно ненарушенном состоянии. Его территория разделена государственной границей на две части — белорусскую и польскую.
Подробнее

Пока мы помним прошлое, у нас есть будущее!

16 апреля 2021

В этом году, 22 июня, исполняется ровно 80 лет с того момента, как началась одна из самых жестоких и кровопролитных войн в истории нашей страны. Среди исторических дат 2021 года по масштабам испытаний и потерь и по актуальности – даже сейчас, через восемь десятилетий, эта занимает, пожалуй, особое место.
Война – это боль, страх, горечь, кровь, разруха, смерть… И эта страшная трагедия, ломающая судьбы и лишающая жизни людей, потрясла когда-то и Беловежскую пущу. Ниже о том, что происходило во время войны на территории национального парка.
№ 3
Из дневника боевых действий 322-го полицейского батальона с 21 июля по 5 августа 1941 г.
Не ранее 5 августа 1941 г.
[…] 21 июля 1941 г.
Охрану шоссейной дороги 3 протяженностью в 185 км принимает с 21/22.7.1941 г. рота «Штутгардт» национал-социалистического автотранспортного корпуса. 3-я рота заменена. Батальону предстоит передислокация и новое боевое назначение.
Командир батальона выехал на совещание в Беловежу с высшим начальником СС и полиции фон Бахом2 и ст. лесничим Шерпингом по поводу проведения батальоном специальной акции в Беловежской пуще.
22 июля 1941 г.
Батальон готовится к выступлению в Беловежу. Остатки 3-й роты возвращаются в батальон из охраны шоссе.
Капитан охранной полиции Бинц, до сих пор адъютант полка, принимает 2-ю роту батальона вместо капитана охранной полиции Липпмана.
23 июля 1941 г.
Батальон выступает в Беловежу: 2-я и 3-я роты (самокатным маршем) в 5.00, а остальные моторизованные части (обоз) в 9.00.
Прибытие всего батальона в Беловежу в 15.00. Для решения предстоящих батальону задач он подчинен непосредственно высшему начальнику СС и полиции, группенфюреру фон Баху. 

1_frg.png
Отряд лесной охраны марширует по Беловеже

24 июля 1941 г.
Совещание командира батальона со старшим лесничим Шерпингом по вопросу особой акции 322-го полицейского батальона в Беловежской пуще. Батальону в короткий срок предстоит эвакуировать населенные пункты в Беловежской пуще. Пункты эвакуации населения и населенные пункты, подлежащие эвакуации, каждый раз будут указываться унтерштурмфюрером СС фон Гертелем, который уполномочен группенфюрером СС фон Бахом. Эвакуация местного населения будет происходить согласно приказу об эвакуации, напечатанному в виде листовки на польском, немецком и русском языках. Эвакуация осуществляется обозом, а также автотранспортными средствами батальона, которыми будут доставляться на новое место поселения больные, дети и старики.
Образец приказа об эвакуации прилагается.
Батальон выделяет охрану для обозов. Конные упряжки для обозов выделяют неэвакуированные еще деревни.
После эвакуации большинство населенных пунктов будут сожжены. Весь не угнанный скот будет согнан вместе в специально оборудуемые опорные пункты на попечение лесничества, которое, в свою очередь, несет также ответственность за уборку урожая в эвакуированных районах. Для решения этой задачи лесничество будет регулярно получать рабочую силу в лице военнопленных, которые будут доставляться батальоном из Белостока на автомашинах в оборудуемые опорные пункты. Охрана военнопленных выделяется батальоном в количестве 1:5 на 100 чел. военнопленных каждого опорного пункта.
25 июля 1941 г.
Начало акции по эвакуации населения из Беловежской пущи. Были эвакуированы населенные пункты: Буды, Теремышки и Погорельцы, 4–9 км северо-западнее Беловежи, эвакуировано 183 семьи (921 чел.) в дер. Захарцы и Смоляны, 8-11 км восточнее Пружан. 1-я, 2-я и 3-я роты на 24 грузовых автомашинах быстро доставляли женщин, детей и стариков к местам нового поселения. 

2_frg.png

Горящая пущанская деревня. Июль 1941 г. 

26 июля 1941 г.
Были эвакуированы деревни: Масево-Новое II, Масево I, Ланожино, Чолы и Замошье в районе примерно 13 км севернее Беловежи. Эвакуировано 200 семей (1240 чел.).
Эвакуированные были переселены в дер. Грушановичи, Ласки, Новосады и Савоние в район примерно 45 км севернее Беловежи. Во время этой акции 1 коммунистический агитатор и 1 еврей (саботажник) были расстреляны. Участвовавшие в акции силы прежние, но только на этот раз 22 автомашины.
3 автомашины были командированы в Белосток для доставки 50 военнопленных, их кухонь и продовольствия. Военнопленные предназначены для уборки урожая в эвакуируемых районах.
27 июля 1941 г.
Части батальона занимаются ремонтом велосипедов и автомашин.
Эвакуированные 25.7.1941 г. деревни сегодня были сожжены. Командой батальона доставлено из Белостока еще 150 русских военнопленных на уборку урожая в Беловежской пуще.
Одна автомашина и 1 мотоцикл согласно приказу полка сегодня переданы роте НСКК «Штутгарт».
28 июля 1941 г.
Эвакуированы населенные пункты: Бровск, Плесы, Тиховоля, Тушемлянка, Немержанка и Язвины в районе 20 км севернее Беловежи со 160 семьями (945 чел.) в район дер. Гриневичи, 55 км севернее Беловежи.
Акцию проводила 3-я рота на 20 автомашинах. 2 трофейных мотоцикла согласно распоряжению полка переданы роте НСКК «Штутгарт».
29 июля 1941 г.
Эвакуированы населенные пункты: Тушемля, Вороний Бор, Долгий Борок в районе 15-20 км северо-восточнее Беловежи, со 100 семьями (577 чел.) в район 7-12 км севернее Порозово.
В акции участвовала 2-я рота на 15 автомашинах.
100 русских военнопленных со всеми вещами и продовольствием доставлены для работы в создаваемых опорных пунктах. Доставка осуществлена на трех автомашинах под охраной батальона.
30 июля 1941 г.
Эвакуированы населенные пункты: Ольховка, Заброды и Миклашево в районе 18 км севернее Беловежи с 320 семьями (1133 чел.) в район вокруг дер. Заблудов, 50 км северо-западнее Беловежи.
Акцию проводила 3-я рота. 3 коммуниста за попытку к бегству были расстреляны. Проведение эвакуации было связано с огромными трудностями. Крайне плохие лесные дороги. Обозы и автомашины вынуждены были преодолевать дремучий лес, отчего сильно страдали велосипеды и автомашины. Конвойные команды по 4-5 дней ориентировались только на себя. Оставшийся скот каждый раз приходилось сгонять в опорные пункты и ухаживать за ним до прибытия военнопленных. Конвойные команды военнопленных в опорных пунктах должны были полагаться только на себя в этих дремучих, непроходимых лесах, иногда целыми днями не имея связи со своими частями. Если, несмотря на это, акция была проведена так быстро, то этим обязаны только в первую очередь офицерам и рядовым, которые отдавали все свои силы для выполнения поставленной задачи.
В 34 эвакуированных населенных пунктах было реквизировано: 663 лошади, 22 жеребят, 7 быков, 280 коров, 454 головы молодняка, 1514 свиней, 978 поросят, 1939 овец и т.д.
Сообщения рот о проведении эвакуации см. в приложении 73-77. Общие итоги эвакуации см. в приложении 78–82*. Обзорная карта Беловежской пущи, на которой красным помечены эвакуированные деревни, а голубым населенные пункты, в которых расселены эвакуированные, приложение 82.
31 июля 1941 г.
Сегодня было эвакуировано 12 населенных пунктов в районе вокруг дер. Наревка Малая, 15–20 км северо-восточнее Беловежи, с 1619 чел., которые расселены в районе вокруг дер. Заблудов, 50 км от Беловежи.
Акцию проводила 3-я рота.
200 русских военнопленных со всем добром, полевыми кухнями и продовольствием доставлены из Белостока в Беловежскую пущу для строительства здесь еще двух опорных пунктов. Для конвоирования было выделено 10 вахмистров и 6 автомашин.
45 коммунистов (поляков и русских) расстреляны за коммунистическую агитацию, в том числе 1 женщина. Батальоном принята местная комендатура в Беловеже (штаты 1 офицер и 8 рядовых).
НАРБ. Ф. 1440. Оп. 3. Д. 936. Л. 6–38. Перевод с немецкого.
* В деле отсутствует.
(По материалам книги:
Сост. Н.В. Кириллова, В.Д. Селеменев и др.; Редкол. В.И. Адамушко и др. М.: Фонд «Историческая память» Трагедия белорусских деревень, 1941-1944: Документы и материалы, 2011)